Вот пять самых распространенных сценариев, в которых агрессор решает прибегнуть к травле:
Он боится потерять работу. Даже если этот страх не подкрепляется никакими фактами, боязнь неудачи и унижения затуманивает его разум. Он начинает придираться к более успешному коллеге в надежде отвести внимание от собственных недостатков и выставить себя блюстителем порядка.
Он предпочитает жесткий стиль отношений и признает только открытую демонстрацию силы. Он презирает всех, кто кажется ему недостаточно заметным, активным и уверенным в себе. Чтобы потешить самолюбие, он выбирает малозаметного, но результативного сотрудника и устраивает ему публичную «порку».
Он завидует успехам других. Вместо того чтобы упорно работать над собственными навыками, он вставляет палки в колеса более успешным коллегам и мешает им пожинать плоды своих трудов.
Он боится, что более талантливый сотрудник займет его место, даже если этот человек не жаждет соперничества и не демонстрирует особых амбиций. Вместо того чтобы разобраться со своими безотчетными страхами, агрессор пытается устранить коллегу, чтобы никто даже теоретически не мог посягнуть на его положение в компании.
Он завидует чужим результатам. Но вместо того, чтобы добиться такого же мастерства, как коллега, агрессор подрывает его уверенность, подталкивая его к провалу. Теперь агрессор может выступить в роли спасителя, закончив за коллегу его работу и заслужив похвалу начальства.
Последствия буллинга могут быть очень тяжелыми. Те, кто подвергся издевательствам на работе, часто беспокоятся, что не смогут вернуть себе прежнюю уверенность. Способные, активные и творческие люди становятся вялыми, тревожными и безынициативными.
Даже если ваши возможности ограничены, у вас есть несколько вариантов действия в момент нападения. То, что вы говорите и делаете в это время, может как утвердить агрессора в его праве безнаказанно мучить вас, так и нейтрализовать его.
Уступив в самом начале, вы рискуете потерять инициативу и принять роль жертвы, которую вам навязывают
Один из самых действенных способов – открыто ответить на нападки агрессора. Лучше вступить в спор, чем промолчать. Помните: уступив в самом начале, вы рискуете потерять инициативу и принять роль жертвы, которую вам навязывают. Обвините его в блефе и предложите обосновать критику. Попросите изложить претензии в письменной форме и передать начальству. Ваша цель – охладить наступательный пыл оппонента, заставить его самого отвечать и оправдываться.
Главное, о чем вам стоит помнить: независимо от того, насколько трудное ваше положение, у вас есть выбор! Вам нужно лишь не ошибиться.
Об авторе
Арианна Оуд
Арианна Оуд (Aryanne Oade) – психолог, коуч, автор книг о продуктивности и отношениях на работе, в том числе «Буллинг на рабочем месте: Как распознать, остановить и предотвратить агрессивное поведение в коллективе» («Managing Workplace Bullying: How to Identify, Respond to and Manage Bullying Behaviour in the Workplace», Palgrave Macmillan, 2009).
ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.